Писательское мастерство

12 уникальных приемов оживления персонажей


Сегодня предлагаю немножко задуматься об оживлении персонажей в своих произведениях. Сейчас объясню, что я имею в виду. Если честно, у вашей покорной слуги лучше со стихами, чем с прозой, наверное, дело в том, что стихи короткие, имеют более простой сюжет, а самое главное, всегда выражают эмоции автора. Выразить свои собственные эмоции гораздо проще, чем эмоции своих героев, особенно если придуманные тобой персонажи на тебя не похожи, а ведь так чаще всего и бывает! Ну, неинтересно было бы создавать истории с однотипными героями, будто слизанными со своего создателя! Часто ловлю себя на мысли, что у моих детишек-персонажей мировоззрение и темперамент отличаются от моего, и в одной и той же ситуации я и мои герои поступили бы по-разному, а возможно, стали бы яростными спорщиками. Именно поэтому я всегда стараюсь лучше понять своих героев, угадать, а что бы они сделали, посмотреть на мир их глазами. Чтобы улучшить свои навыки, я и классику читала, и погрузилась в море вспомогательных статей, которыми сейчас пестрит интернет. Такие статьи предлагают универсальные рецепты по «оживлению» героев. Все они сводятся приблизительно к такому плану:

1) Внешний облик;

2) Характер;

3) Темперамент;

4) Достоинства;

Идеи для сюжета
писательские курсы
как написать рассказ с нейросетью
plot_ideas
Нейросети для генерации текста. Топ-25
pisatel-kursi-1200x500
Курсы писательского мастерства
baner-site_1200x500-1

5) Недостатки;

6) Мировоззрение, система ценностей;

7) Привычки;

8) Манера речи;

9) Изюминка.

Вот, вроде бы, четко следуешь такому простому плану, и все у тебя должно получиться. При этом нельзя забывать, что темперамент и характер – это не одно и то же, и подразумевается, что наличие недостатков, привычек и какой-то особенной, оригинальной детали обеспечивают стопроцентный успех. Как бы не так! Не спорю, в целом план довольно полезный, но… персонажи все равно напоминают каменные статуи. Никакой жизни. И даже читатели чувствуют это. Долго я не могла понять, в чем тут дело, пока не наткнулась на одно произведение, наполненное такой жизнью, что я несколько дней ходила сама не своя. А потом начала сравнивать свои тексты с так потрясшей меня работой. И тут уж осознала, что мне так не нравилось у себя. Итак,

ОШИБКИ:

1) Одинаковые синтаксические конструкции. Объясняю: когда мы создаем описания и диалоги между персонажами или характеризуем своих героев, мы так стараемся приблизиться к идеалу, следовать эталону (подражать классикам или вспоминать различные рекомендации из статей), что попадаем «из огня да в полымя», неосознанно повторяя наиболее полные, красивые и удачные, на наш взгляд, обороты снова и снова, в каждой строке, и бессчетное количество раз. Текст становится неподвижным, статичным, как кирпичная стена, где каждый одинаковый кирпич – новое предложение. Качество есть, а сколько души ни вкладывай, читатель ее все равно не почувствует. Покажу на собственном примере: мне стало казаться таким важным после каждой реплики объяснять, как именно произнес ее тот или иной герой, что это вошло в привычку:

— Привет, Пятачок! – приветливо улыбнулся Винни-Пух, энергично махая черной косматой лапой.

— Здравствуй, Винни, — обрадовался Пятачок и подошел к другу, смешно перебирая копытцами.

– Куда пойдем сегодня?

— К пчелам! – вдруг выдал медведь, высунув от предвкушения розовый язык, выделяющийся на фоне темной шкуры. – За медом!

— Но… разве они тебя не покусают? – испугался Пятачок, и его розовое рыльце побледнело, став более нежного оттенка.

— Я притворюсь тучкой! – поведал Винни-Пух о своем плане и решительно пошел к болоту с темной грязью. Поросенок обреченно направился за толстой пушистой фигурой друга…

Так продолжать можно бесконечно, но с каждой новой фразой все невыносимее и невыносимее читать. Тяжело. Много характеризующих слов. Однотипность конструкций:

Слова – полное описание действий говорившего.

Слова – полное описание действий говорившего – слова.

Слова – полное описание действий говорившего – слова.

Слова – полное описание действий говорившего.

Слова – полное описание действий говорившего…

Скука смертная! Начинает воротить от текста, хотя написано без ошибок. Кирпичная стена. Искусственность написания, нет никакой легкости, и поэтому нет погружения в историю. Наверное, стоит сократить описания различных частей тела и жестов героев, а в некоторых случаях и вообще убрать их? А кое-где после очередной фразы вообще переключиться на окружающее пространство, на природу? Совсем немного, добавить одну маленькую деталь, отвлекающую от разговора. «Мимо пролетела стрекоза», «наверху безмятежно проплывали белые облачка», или что-то типа того?

У каждого будет свой рецепт исправления, но цель одна: избегать однотипности!

2) Осторожнее с описаниями! То описаний совсем нет, то они не там, где надо, то они слишком большие, как у Толстого… эта одна часть проблемы. Решить ее можно только одним путем: развивать чувство меры!

— Стоп-стоп-стоп! – скажете вы, — при чем здесь описания вообще, когда мы говорим о персонажах? Отвечаю: — Все просто. Персонажи не существуют отдельно от мира. Мало того что неправильные описания жутко отвлекают и от сюжета, и от самих персонажей, так они еще и разрушают гармонию между читателем и текстом. Не может читатель погрузиться в историю, поверить обстановке, и тут же перестает доверять персонажам. Слышали о том, что «короля делает свита»? Или что «бриллианту нужна достойная оправа»? В нашем случае эти выражения абсолютно верны.

В болоте было полно зеленой тины, ила и темной грязи. Из глубины поднимались пузыри и лопались на поверхности, принося с собой неприятный болотный запах. Густые заросли камышей шелестели на ветру. В воздухе носились и звенели тучи кровососущих. Даже небо казалось темнее над этим жутким местом.

Что, надоело уже читать? Скучно? И правильно. Зачем все это, будто наша цель – описание декораций? Пришел герой, тут же мы во всех деталях нарисовали фон, произошли действия, разговоры, герои перешли на новое место, мы опять подробно обрисовывали фон, потом герои сделали свои дела, декорации сменились, и все началось сначала. Да, мы старались, а снова попали в сети шаблонов. Постоянная череда таких описаний, и самому автору не понравится написанное. Правда в том, что автор тоже должен погрузиться в свой мир, слиться с героями, описывать их глазами, даже если повествование идет от третьего лица. На самом деле в реальности мы сами, попадая в незнакомую обстановку, не обозреваем сразу всю картину целиком, а постепенно замечаем разные детали, и сначала то, что кажется нам наиболее важным, или соответствует нашему настроению. Например, решительный Винни-Пух отметил бы темную грязь, подходящую для того, чтобы окрасить его шерсть в цвет грозовой тучи. А вот Пятачок скорее расстроенно бы отметил наличие мошкары и комаров.

Грустящий персонаж отметит дождь или снег на улице, грязь на дороге. Радостный – красивую форму снежинок, мягкие сугробы, цветные листья, плавающие в лужах. Не обязательно описывать ВСЕ. Нужно вводить детали постепенно, перемешивая их с диалогами и действиями героев, отмечая самые значимые. Развиваем чувство меры, соблюдаем баланс.

3) Сопли и психологизм. С избытком описаний мы разобрались. Избыток действий или реплик – тоже очень серьезный недостаток. Всего должно быть в меру. А особенно аккуратно нужно быть с эмоциями и чувствами персонажей. Вы сочувствуете своему герою? Вы радуетесь вместе с ним? Вы хотите максимально точно донести его чувства до читателя? Это прекрасно, но вот с этого и начинаются описания чувств и мыслей героя длиной в несколько страниц. Усердное и долгое ковыряние в комплексах персонажа, объяснение его поступков, выискивание причин из прошлого – нужно как-то ограничивать такие моменты. Все эти стремления вырвать собственное сердце, разрезанное на куски, из груди, чтобы оно не болело, тонны слез и потекшего макияжа, или, наоборот, пьянящей страсти и восхитительных поцелуев, тепла и нежных прикосновений… не переборщим, дорогие авторы! Все равно лучше всего чувства характеризуются не тоннами слов, а делами. Правильно, это как с мужчинами – не слушайте, девушки, сладкие речи, смотрите, девушки, на поступки.

Иногда простое «на улице был мороз, и он отдал ей свою куртку, оставшись в одной рубашке» гораздо действеннее, чем «он любил ее так сильно, что его сердце готово было выпрыгнуть из груди, он постоянно о ней думал, он жаждал ее увидеть, ля-ля тополя, чувства били через край, он тонул ее глазах и прочее, прочее, прочее…» Иногда вместо «он был счастлив» лучше сказать «его глаза сияли, он улыбался». Вместо «его слова ножом резанули меня по сердцу» — «я съежилась от его слов, как побитая собака». Читатели и так поймут, какие чувства испытали герои. Доверьтесь читателям, позвольте им самим догадаться о том, что происходит в сердцах героев. Это не так сложно, как кажется. Если не избегать лишних слов и однотипности, любой, самый закрученный и интересный сюжет покажется неинтересным. Мы стремимся к легкости, к движению. И в литературе тоже.

И теперь, наконец, мы можем перейти к самой главной части статьи, а именно к нестандартным методам оживления персонажей, о которых задумываешься, можно сказать, тогда, когда уже совсем оставляет надежда создать что-то стоящее.

 

1) НЕ ТОРОПИМСЯ! Нет, я серьезно! Поспешишь – людей насмешишь! Сюжет такой интересный, и уже весь сложился в вашей голове, ну хочется уже побыстрее рассказать о нем миру! Хочется поделиться! И мы неосознанно убыстряем темп работы, забывая о мелких деталях. Сами рушим атмосферу повествования, рушим свой мир, коверкаем своих героев! Хочется побыстрее поделиться сюжетом – пишите сказки. Там Иван-Царевич пришел, увидел, влюбился, совершил подвиг, зло наказал, женился, жил долго и счастливо. И читать не напряжно, и идея есть. А вот если вы хотите погрузить читателя в историю, заставить его сочувствовать героям, раскрыть новую вселенную – работаем медленно, не спешим, уделяем внимание деталям. Ни на секунду не позволяем себе самим потерять связь с героями. Важен сам процесс их жизни, получение ими опыта, а вовсе не то, как скоро будут разгаданы все тайны, и раскроется интрига. Если история интересна, читатели и сто глав прочитают, как одну. С другой стороны, растягивать тоже не надо. Но обычно растягиванием сюжета и не страдают.

 

2) НАСТРАИВАЕМСЯ НА РАБОТУ! Правильный настрой – это очень-очень важно! Опять же, мы садимся писать без настроя от желания быстрее выплеснуть сюжет на бумагу, быстрее поделиться им. Освободить свою голову от идеи, которая туда так усердно долбится. Подумайте, когда в вашем сердце пусто, а в голове только желание писать, выйдет ли на бумаге что-то живое? Конечно, нет. Вашему персонажу предстоит пострадать? Тщательно вспоминаем моменты собственной боли, не важно, свалились ли вы с велосипеда, или поругались с другом. Но вы должны наполнить свое сердце болью, если больно вашему герою. Вы должны действительно ощущать любовь, если ваш герой влюблен. Не обязательно искать точно такого же парня, как у вашей героини, и крутить с ним роман. Достаточно проникнуться любовью к брату, маме, собаке, или к миру в целом. Но любовь должна быть. Смейтесь, когда ваш герой счастлив, плачьте, когда он грустит. Вы думали, работать нужно только над текстом? Работать надо прежде всего над собой. Если в вас нет чувств, то и в том, что вы сотворите, их не будет.

 

3) ЛЮБИТЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ! Как, скажете вы, и так всю душу вкладываешь в работу, в сюжет, в персонажей. Так стараешься! Что опять-то не так? Начните ценить свой мир. Начните ценить своего персонажа, будь он даже закоренелым злодеем. Любите его голос, его мотивы, его поступки. Любите каждую травинку или выдуманный ветерок. Будьте теплы, цените свою работу, уважайте ее. Это же ваше детище. Придумывая новую историю, каждый из нас становится немножко Богом, немножко Творцом, а творец любит свое творение. Перечитывая то, что написали, можете ли вы сказать, что относитесь к сделанному, как к ребенку? Ну, или хотя бы, как к любимой собаке? Нет? Значит, точно что-то идет не так! Перепишите, начните все сначала, поменяйте что-то, но пока не почувствуете гордости за свой труд. Пока не почувствуете тепла в сердце, радости, читая свою работу, знайте, что в ней что-то не так.

 

4) НЕ БОЙТЕСЬ ИСПРАВЛЯТЬ! Знаете, это как со стихами. Если поэт долго не может подобрать рифму к уже написанной строке, он безжалостно удаляет эту строку и заменяет ее новой, с новыми словами, к которым может подобрать рифму. В стихах так всегда – часто приходится даже целые куплеты переписывать, потому что внезапно, в процессе написания, мысли изменились, сюжет повернулся в другую сторону. Вот вы создали персонажей, придумали сюжет, представили, как выглядит обстановка. Но дело не идет. Это можно почувствовать и по малому количеству комментариев (если такие вообще есть), и даже по собственному ощущению от прочтения. Что делать, если механизм не работает? Заменять детали. Добавьте или уберите персонажей, измените их внешность, характер. Если не нравится то, как обрисовали обстановку – не жалейте, перепишите. Тяжело отказываться от собственных задумок, но только так можно оживить произведение и персонажа. Не стоит держаться за неудачный текст.

 

5) ПРОЧЬ ОТ МОНИТОРА! Я уже говорила, если в вас самих нет чувств, то нельзя наполнить ими произведение. Откуда же им взяться? Если наступил кризис, если чувствуете, что персонаж никак не хочет оживать, может, хватит пялиться на экран и стучать по клавиатуре? Довольно сидеть у компа и переписываться в соцсетях! Займитесь физическим трудом или сходите на улицу, погуляйте с друзьями! Можно вообще забросить текст на несколько дней или даже недель. Вперед, в настоящий мир, обогащаться эмоциями и чувствами! Устройте себе встряску, оторвитесь от того, что не выходит! Освежите и оживите сначала себя, а уж за вами, своим создателем, и все персонажи потянутся.

 

6) НЕ ПУБЛИКУЕМ СРАЗУ!

Что, глава закончена? Перечитали пару-тройку раз, проверили на ошибки и сразу выкладывать в интернет? Остуди свой пыл, лошадка! Твоя задача – не порадовать читателей продой, а создать ХОРОШЕЕ произведение. Не ждут вас режиссеры, жаждущие снять фильм по вашей работе, не плачут миллионы фанатов и не рвут волосы в ожидании новой главы. Вы хотите наполнить текст жизнью или выложить сырую версию? Что важнее? Если первый вариант – забываем написанную главу дня на три минимум! Не переписываем, не редактируем, не думаем о ней, занимаемся своими делами или другими произведениями. Спустя три дня, на свежую голову, читаем еще раз. Что, не так все прекрасно, как с пылу-с жару? Нашли, как улучшить текст? Взглянули на него другими глазами? Вот теперь можно и отредактировать, и уже выложить окончательный вариант.

 

7) ТРИ СТРАНИЦЫ В ДЕНЬ. Вдохновение убежало, улетела муза вдаль… ну не выходят персонажи живыми! Ну не получается писать! Хочется, а не получается! Хоть плачь! В чем проблема, непонятно. Кажется, Автор, пора начать качаться! Нет, не мускулы накачивать, а тренироваться в умении писать! Заводим тетрадь и каждый день ручкой, карандашом ли (главное — вручную) заполняем три страницы. Не больше, не меньше, и каждый день! О чем писать? Не важно, не думайте об этом. Что первое в голову придет, о том и пишите. Как прошел день или какая погода на улице. Где болит, что беспокоит. Три страницы могут вообще состоять из галиматьи типа «Что делать? Я не знаю, о чем писать, я не знаю, о чем писать, бла-бла-бла! 🙁 Муза убежала. Пора выгуливать собаку…» и все в том же духе. Ваша цель – заполнять по три страницы в день. После этого их можно сжигать, выкидывать или бережно хранить. Желательно сразу не перечитывать. Для чего это нужно? Такое упражнение освобождает вашу несчастную авторскую психику от негатива, накопленного за день, помогает раскрепоститься во время написания. Когда не важно, о чем писать, когда не собираешься никому показывать написанное, дело идет как-то легче, и напряжения становится меньше. Постепенно вы приучаетесь слушать себя, свои мысли и свободнее относиться к тому, что пишите. В общем, настоящая зарядка для головы.

 

8) ПОИГРАЕМ! Важно, говорят, визуализировать своего персонажа. Проще – просто нарисовать его, даже если вы художник от слова «худо». Не спорю, очень помогает, но я предлагаю именно поиграть. http://1001igry.ru/chibi-maker-igra/ Это ссылка на игрушку, которая позволяет делать чибиков. Суть не в том, что вы должны любить анимэ или чибиков. Просто чибики позволяют особенно ярко показать эмоции, они создают эффект игры. Сделайте чибика, похожего на вашего героя. Подберите ему одежду, прическу, улыбку, выражение глаз. Поставьте у него над головой сердечки или добавьте смущенного румянца на щеки. В общем, поиграйте, расслабьтесь. Вы же не стараетесь точно передать все черты лица вашего персонажа, вы знаете, что игра не серьезна. Странно, но именно в такие моменты ты начинаешь лучше понимать своего героя. В твою не забитую переживаниями голову вдруг приходят интересные вещи. Так я узнала, что должна поменять своим героям характеры и цели. В общем, чувствую, одну из своих работ я полностью перепишу. Но если помогло мне, то и другим может помочь, так?

 

9) ПОМНИМ О ЦЕЛЯХ! Кстати о мировоззрении и системе ценностей. У каждого человека есть цель. У каждого персонажа она тоже должна быть. И вы должны всегда помнить о целях ваших персонажей, даже если вы не будете их озвучивать в тексте. Когда перед вашим героем стоит выбор, что он выберет? Правильно, вариант, приближающий его к достижению цели. Забудете о цели, о конце пути, и ваш персонаж начнет действовать нелогично, как марионетка. У каждого вашего героя своя, особенная цель. Или даже несколько целей. И каждый действует, пытаясь этой цели достичь. В результате и рождается сюжет. Кто-то получает то, что хотел, кто-то получает не совсем то, а кто-то и вовсе остается ни с чем. Но никто не действует просто так. Ваш герой отправляется на подвиги и собирает компанию попутчиков? Почему они идут за ним? Потому ли, что он такой харизматичный? Кто-то жаждет денег. Кто-то действительно хочет быть с героем. Кто-то хочет наказать зло. Если у ваших героев будут разные мотивы, и читателю станет интереснее, и персонажи оживятся. Если десять парней влюбляются в одну Мэри Сью, читатели бесятся. И потому, что так не бывает, и потому, что это элементарно скучно, однотипно. Отсутствие целей вообще или одинаковые цели у всех персонажей лишают и их, и всю историю жизни.

 

10) ПИШЕМ НЕБОЛЬШИЕ ОТРЫВКИ. Что? Зачем это нужно? В голове целая история на сто страниц, такой сюжет, такие чувства, убийство, предательство, любовь, все остальное… Зачем? В них не впихнешь ничего важного и сложного! Ну, тоска же? А нет, это очередная зарядка. Вот у вас есть персонаж. Напишите про него несколько зарисовок или отрывков, которые вы не будете включать в работу. Мини-истории о его жизни ДО начала основного сюжета. Короткая форма позволяет раскрыть только незамысловатые ситуации: подростковые проблемы, взаимоотношения с родителями, первую любовь. В общем, нечто не очень громоздкое. Зато в каждой ситуации ярко проявится характер вашего персонажа, он начнет оживать, вы лучше его поймете. И пусть вы никогда не выложите эти тексты, или выложите уже потом, бонусными главами, они окажут вам неоценимую помощь.

 

11) ВЕТЕР ПЕРЕМЕН. Наши герои живут, набираются опыта, взрослеют, становятся мудрее. Гнутся под напором обстоятельств, ломаются, закаляются, получают душевные травмы или излечиваются от них. Мало просто придумать для своего героя все черты, упомянутые в плане и свято придерживаться их. Герой-то не стоит на месте, он изменяется! Он изменяет свою манеру речи, свои привычки, свои цели, свои мечты, свою внешность. Не думайте, что вы придумали для персонажа все, что только можно было, и теперь достаточно поддерживать его таким. Придется еще и попотеть над тем, как он изменится, сталкиваясь с другими вашими персонажами. Только тогда вы сможете действительно оживить героя.

 

12) СЛУЧАЙНОСТИ. Вот и все, сюжет четко выверен, все рекомендации соблюдены, персонажи изменяются по траектории, заранее рассчитанной мудрым автором. Красотища! Ну что опять не так? Где загвоздка? Посмотрите на жизнь своего героя. Он все время становится жертвой коварных обстоятельств и случайностей? То принцесса сама влюбляется и вешается на шею, то темные делишки папаши доставляют проблемы, то вдруг король отправляет в поход… и даже размолвка между героем и его возлюбленной произошла не по его вине, он просто утешал девушку, а любимая подумала не весть что и приревновала? Поздравляю, вы докопались до сути проблемы. Так не бывает. Не спорю, доля случайностей в жизни присутствует, но не все время же! Если ваш герой вынужден действовать вечно под гнетом обстоятельств, которые от него не зависят, это не правдоподобный герой. Позвольте ему совершить ошибку самостоятельно. Позвольте ему поругаться с возлюбленной именно потому, что он действительно пофлиртовал с другой девушкой! Пусть король отправит персонажа в поход после собственных же хвастливых слов героя. Дайте ему самому распоряжаться своей жизнью! Вот увидите, обретя волю, он сразу станет живее.

 

Что, нет, у вас все наоборот? Прекрасно выверен герой, который сам себе хозяин? Вы просчитали, и с кем он встретится, и что сделает, и как изменится в процессе истории, и никаких ошибок быть не может? И все равно что-то не то? Хвала, конечно, вашей усердной авторской работе, но так тоже не бывает. Если вы чувствуете, что герой искусственный, стоит все-таки внезапно ему подгадить. Да, именно так, как Бильбо подгадил Фродо с кольцом. Не надо ронять на персонажа рояль каждые пять минут, но одну случайность вывалить все-таки стоит. Сами удивитесь, как оживит эта незапланированная ранее деталь вашего героя и весь сюжет. Вдруг нагрянула родня в гости именно в тот самый момент, когда мир катится в Тартар. Герой встретил маленького ребенка, потерявшегося в большом городе. Как он поступит? Неожиданно какая-то титулованная особа заметила таланты персонажа и предложила поступить на службу с прекрасными перспективами. Случайно обнаружил у себя дома тайный ход. Пусть даже вы и думать-то никогда не думали, что вставите эту случайность в сюжет. Пусть она займет не больше главы и окажется легко разрешимой. Но что-то незаметно изменится в вашем герое, он приобретет больше жизни. Статья и так получилась довольно большой, поэтому я, пожалуй, закончу ее пожеланиями успехов в творчестве! Большого и светлого вам вдохновения, пусть муза вернется из отпуска, а герои наконец-то станут более натуральными!

Лучи Добра, Ваш преданный недоучка-автор.

Источник: https://ficbook.net/